Автор Тема: Тарелочки (советский фаянс и фарфор)  (Прочитано 2237 раз)

Kartolog

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 815
  • Репутация: 17
    • АКА Сигнум SFT 7272
    Часто попадаются тарелки советского производства.
    Примеры с маркировкой на фото ниже.

    Пожалуйста, поделитесь информацией, как отличить фарфор от фаянса и в чем разница? А также интересует какие из тарелок раннего советского производства имеют более высокую ценность и пользуются спросом у коллекционеров?

    Александр

    • Новичок
    • *
    • Сообщений: 3
    • Репутация: 0
      Re: Тарелочки (советский фаянс и фарфор)
      « Ответ #1 : 06 Ноябрь 2011, 21:17:00 »
      Вот нашел кое что про фаянс и фарфор на одном из подобных форумов:
      "Фаянс (от французского faїence) – изделия тонкой керамики, плотные и мелкопористые. Отличается от фарфора большей пористостью и водопоглощением, поэтому все фаянсовые изделия покрывают тонким сплошным слоем глазури.
      Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига).
      Однако различия определяют их разное качество и ценность, более высокие у фарфора, чем у фаянса.
      Фарфоровые изделия имеют спекшийся водонепроницаемый, звонкий, просвечивающий в тонких местах черепок без пор, обычно белый, покрытый глазурью. Дважды обожженный, но не покрытый глазурью фарфор называется бисквитом. Выпускается фарфоровая посуда и с цветным черепком или цветными глазурями, с позолотой. Фаянсовые изделия значительно скромнее: их белый пористый черепок впитывает влагу, не просвечивает даже в тонком слое, покрыт бесцветной глазурью. По своей прочности они заметно, на 15—25%, уступают фарфоровым.

      До изобретения фарфора фаянс был самым ценным керамическим материалом. От фарфора он отличается гораздо большим содержанием глины (до 85 и характеризуется гораздо более высокой пористостью, водопоглощением (до 20, а также меньшей, по сравнению с фарфором, механической прочностью. Температура обжига фаянса значительно ниже (вплоть до 950°C), чем температура обжига фарфора. В зависимости от качества глины цвет фаянса изменяется от белого до кремового. По причине высокой пористости фаянсы всегда покрывают глазурью. Поэтому некоторые виды майолики приближаются к фаянсу. Глазурь может быть прозрачной, цветной или глушоной. Введением в состав фаянсовой массы шамота – алюмосиликатного материала, содержащего 30...45% оксида алюминия Al2O3 и 54...70% диоксида кремния SiO2, получают шамотированный фаянс, который обладает повышенной термостойкостью и устойчивостью к ударам. Из такого фаянса изготавливают ванны, раковины и другие санитарно-технические изделия.

      Название «фаянс» произошло от города Фаэнца (Северная Италия), в окрестностях которого в XIV...XV вв. было широко развито керамическое ремесленничество. В третьей четверти XVI в., вследствие восхищения китайским фарфором, который ввозился в Италию через Венецию, в Фаэнца налаживается и интенсивно развивается производство белой майолики. Однако нужно иметь в виду, что в это время в Европе майоликовые изделия называли фаянсовыми.
      Фарфор – самая благородная керамика. Это материал, состоящий из каолина, глины, кварца и полевого шпата. Его характерные признаки: белый цвет, отсутствие пористости, высокая прочность, термическая и химическая стойкость. Для хозяйственного фарфора ценится просвечиваемость. Различают две основные разновидности фарфора.

      1. Твердый – с небольшими добавками плавня (полевого шпата) и потому обжигаемый при сравнительно высокой температуре (1380...1460°C). Масса классического твердого фарфора состоит из 25% кварца, 25% полевого шпата и 50% каолина и глины. 2. Мягкий – с повышенным содержанием плавней, обжигаемый при температуре 1200...1280°C. Кроме полевого шпата в качестве плавней используют мрамор, доломит, магнезит, жженую кость или фосфорит. С увеличением содержания плавней возрастает количество стекловидной фазы и потому улучшается просвечиваемость фарфора, но снижаются прочность и термостойкость. Глина сообщает фарфоровой массе пластичность (необходимую для формования изделий), но снижает белизну фарфора. В качестве эталона для оценки белизны фарфора используют свежеосажденный сульфат бария BaSO4. Белизна характеризуется интенсивностью рассеивания света, которая регистрируется фотометром." (с)

      Kartolog

      • Администратор
      • Ветеран
      • *****
      • Сообщений: 815
      • Репутация: 17
        • АКА Сигнум SFT 7272
        Re: Тарелочки (советский фаянс и фарфор)
        « Ответ #2 : 07 Ноябрь 2011, 08:33:31 »
        Т. е. в домашних условиях фарфор от фаянса отличить сложно?

        Если встретите информацию о ценности ранней советской посуды, то поделитесь пожалуйста. Какая из них интересная для коллекционеров? А то  некоторая по цене просто зашкаливает, а большинство других ничего не стоит.

         У меня еще много имперских тарелок, но там вопросов меньше. Как-нибудь загружу фото на форум.

        kym4uk

        • Глобальный модератор
        • Ветеран
        • *****
        • Сообщений: 866
        • Репутация: 10
          • Excalibur 2
          Re: Тарелочки (советский фаянс и фарфор)
          « Ответ #3 : 07 Ноябрь 2011, 09:56:08 »
          Ух ты ..Как интересно.. Век живи))