22 декабря 2011

На берегу озера Светлояр найдено средневековое поселение, которое возможно стало прообразом легендарного Китежа.

Ветлужская археологическая экспедиция музея Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского обнаружила недалеко от озера Светлояр остатки средневекового русского поселения, предварительно датируемого XIV — началом XV веков, сообщает Российская газета.

При проведении раскопок были обнаружены многочисленные черепки русской гончарной керамики, найдены обломки средневековых ножей, кресальное огниво и фрагмент каменного жернова для размола зерна.

Открытие было поистине неожиданным. Еще в конце 60-х годов на берегах уникального озера Светлояр побывала научная экспедиция под руководством археолога Татьяны Макаровой, организованная «Литературной газетой». Тогда ученые сошлись во мнении, что на берегах легендарного озера вплоть до XVII века никто не жил. Русские люди приходили сюда только, чтобы справлять православные праздники и моленья, а черемисы (марийцы) осуществлять языческие обряды, да и то не ранее XVII-XVIII веков. После завершения арахеологических исследований в «Литературной газете» был сделан вывод: «В результате разведки было установлено, что Китеж никогда не стоял на берегу Светлояра».

КИТЕЖ — мифологический город, чудесная судьба которого стала предметом целого цикла русских преданий и легенд. Сказание о Китеже зафиксировано в письменной форме в рукописях конца 17—18 вв., но родилось гораздо раньше. По легенде, князь Георгий построил град Большой Китеж близ с. Владимирского на оз. Светлояр (ныне Воскресенский район Нижегородской обл.) и в граде 3 церкви: Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; Пресвятые Богородицы Успения; Благовещения.

Строительство Большого Китежа было закончено к 30 сентября 1167, и город простоял 75 лет до Батыева нашествия. Когда войска Батыя подошли к нему, то, по молению жителей, Китеж стал невидим и будет таковым до пришествия Христова.

Существует 3 варианта метаморфозы Китежа: град укрыла земля; Китеж скрылся в оз. Светлояр; он стоит на месте, но люди в силу своих грехов его не видят.

В народном сознании укрепилась мысль, что храм невидимого града открывается лишь людям праведной жизни и принимает только того, кто идет к ней путем внутреннего подвига, любви к Богу и ближнему. Хождение к Китежу, на берега оз. Светлояр, стало традиционной формой паломничества, берега св. озера явились символическим местом духовного соединения с жизнью иного, до поры скрытого мира.

Китежская мифологема получила новый импульс в самосознании староверов, которые по-своему преломляют ее традиционное содержание  в «Повести о сокровенном Граде Китеже» (1713). Дань ей отдали также рус.поэты (А. И. Майков, И. А. Клюев, М. А. Волошин, С. М. Городецкий), прозаики (П. И. Мельников-Печерский, А. М. Горький, Д. С. Мережковский, К. А. Федин), художники (В. М. Васнецов, И. К. Рерих, И. С. Глазунов). По ее мотивам создана опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде и деве Февронии».

Некоторые исследователи считают, что легенды об исчезнувшем граде Китеже могли сложиться на базе народной исторической памяти о некогда стоявшем на берегах Светлояра поселении или городище, часовне или святилище, уничтоженном в результате оползня. В этой связи обнаруженное нижегородскими археологами средневековое поселение, вполне вероятно, могло послужить прообразом легендарного города, затерянного в Заволжских лесах.

Но без проведения полноценных археологических раскопок уникального селища делать какие-либо далеко идущие выводы пока рано.

Добавить комментарий

Партнёры сайта:


Metalloiskateli-info.ru - сайт кладоискателей: все о современных металлоискателях и кладоискательстве. На сайте публикуются новости и статьи о кладоискательстве, обзоры металлоискателей, видео кладоискателей и прочие материалы, связанные с поиском кладов. На сайте можно бесплатно скачать старые и старинные топографические карты и литературу, полезную для кладоискателей.